22 июня 2015 г.

ЭТО НЕ КОНЕЦ СКАЗКИ С ДОБРЫМ КОНЦОМ И ТАИНСТВЕННЫМ НАЧАЛОМ

Вчера была генеральная тренировка команды «Метелица» на большом скалодроме в Филях перед II фестивалем адаптированного скалолазания, на которой Ты была.
И на фестивале тоже - будешь.На улице, на уютной летней лужайке, стоял огромный, десятиметровый, семигранный скалодром. Совершенно недоступный и непонятный, спрятанный в московскую июньскую зелень. Злой и страшный великан из сказки с добрым концом и таинственным началом.
Ты приехала рано. С волонтером. И он, в ожидании человека с другого конца провода мобильного телефона, с которым разговаривал меньше часа назад, смотрел на сказочного великана в кустах и вслух завидовал, как бы и ему хотелось полазить по скалодрому. Но! Дела. Вечные дела, которые так и не хотят уступать место чему бы то ни было еще. Но вот мой волонтер дождался, кого ждал. Отчитался. И отчалил, по все тем же своим делам... А я, приехавшая рано и почти первая, осталась ждать на скамеечке того, чего и сама не знала.
Прошли первые пять минут, и вот первый спортсмен команды «Метелица» выходит из-за угла двора. Марк. С мамой и маленьким, совсем-совсем юным человечком, который немножко приболел, но непременно приехал поболеть за своего смелого и храброго старшего брата. И Марк, чувствуя всю тяжесть возложенных на его плечи надежд, был строг, сосредоточен и неразговорчив. Лишь изредка украдкой позволял себе маленькую улыбку...
Потом подошли Лера с бабушкой, Злата с мамой. Потом Сережа с папой и сестричкой. И еще папа, мама и их маленький сын. Семья совершенно не простая, поколениями связанная с «Метелицей».
А потом на длинном сером микроавтобусе подъехала съемочная группа какого-то канала для освещения происходящего на телевидении. Видя, как работает эта группа, в составе которой была только одна представительница слабого пола, Ты поняла, что телевидение - это, прежде всего, мужская работа, потому что нужно иметь недюжинную силу, чтобы справиться со всем телевизионным оборудованием, нести на себе огромную камеру, тащить длинные толстые провода и еще что-то... А юная, едва закончившая институт девушка-корресподент была улыбчива и сияюща и разбавляла своим присутствием этот брутальный коллектив. (И какое этим мужикам дело до той журналистики, которую ей преподавали в институте...)Но вернемся. Вернемся к нашим юным спортсменам.Все, кто хотел и смог, уже приехали, и мы все пошли к великану-скалодрому... Съемочная группа также пошла за нами, приступая к своей работе.Нам расстелили маты. Сережа, мастер спорта, наши тренеры стали готовить скалодром к нашему нашествию: страховка, верёвки и пр. А юные спортсмены стали готовиться и переодеваться для своей генеральной тренировки. Все были сосредоточенны, молчаливы и строги. А Ты? А Ты, вообще, молчи тут. Сидела на мате, разинув рот, вглядывалась в вышину скалодрома и пять минут переодевала кроссовку, которую так и не надела сама.Ну, вот. Все готово. Тренеры на своих местах. Юные спортсмены немного взволнованы, с примесью страха. Ну! Кто же сделает первый шаг ввысь?! Всем чуточку боязно. Тренеры оставляют право спортсменам самим принять это первое и главное решение. Ну! Кто же?Марк! Замечательный Марк пошел первым на свою первую вертикальную дорожку. И полез вверх. Со знанием своего дела Марк долез до конца, и его в правильном положении спустили вниз на канате. Марк! Как же это здорово!!!
Потом на другую дорожку пошел кто-то следующий, потом на другую еще кто-то. Потом еще и еще! И уже Ты сбилась со счета, кто лезет по этой дорожке, а кто - по той. Ребята без устали и робости делали свою работу, показывали свой уровень, умение, гигантское желание работать, трудиться, пахать.
И какие-то дурацкие царапины, усталость их не могли остановить. Им дали свободу самовыражения.
На дистанции скалодрома они свободны от своих ограничений и предрассудков. На своей дистанции они сами принимают решения согласно своим умозаключениям.
Но! Ро… род... ро-ди-те-ли! Родители! Что вы делаете?!!! Мамы, бабушки и папы, при всем уважении к вам, что вы делаете??? Вы так вжились в роль болельщиков за своих чад, что попутно с не меньшим рвением взялись и за роль тренеров и стали усиленно высказывать свои советы юным спортсменам на дистанции: как кому лезть, куда поставить руку и ногу, как держаться. Спасибо за помощь! Но дайте своим спортсменам свободу выбора, свободу самовыражения. Вы уже их отпустили. Они свободны на своей дистанции. На скалодроме. Скалодром - их свобода. На нем они: ближе к небу, ближе к солнцу. К свободе. И, уж будьте уверены, они, несмотря ни на что и вопреки всем и всему, доберутся до конца своей дистанции, хоть нога и не встала на нужную зацепу.
У Тебя закружилась голова и сбилась со счета извилина, отмечающая, сколько раз каждый юный спортсмен брал свою высоту. Свою дистанцию. Верх над своими трудностями и проблемами. Ребята делали то, зачем они сюда приехали, и делали это хорошо. Тренировались. И тренировались.
А Ты? Зачем Ты сюда приехала? Приглядываешься. Прогуливаешься. Еще хоровод заведи вокруг скалодрома. Тебя один тренер позвал попробовать - отказалась. Второй подошел и пригласил попробовать залезть, но Ты же - ...мне туда страшно …и я не смогу; тренер улыбнулся: да перестань ты! Посмотри, сколько тут мужиков. Что, мы тебя не закинем на скалодром?.. Ты улыбнулась: еще бы сняли б... Но, естественно, отказалась и осталась там, где была.И вот фотоаппараты смартфонов болельщиков уже трещат от количества фотографических снимков ежесекундных побед спортсменов. Съемочная группа телевидения старается сделать свою работу хорошо. Даже хотели пристать к Тебе для взятия у Тебя интервью. Но Ты уже глазами искала кусты, в которых можно было бы спрятаться, а тренеры Тебя опередили и «отбили» Тебя у телевизионщиков. «С этой девушкой у нас эксперимент, - сказал тренер, - мы еще пока присматриваемся друг к другу, в надежде найти общие точки для нашей дальнейшей работы...» Конечно, эксперимент! Вообще, каким случайно-заблудившимся ветром в Твою жизнь занесло скалодром!? И что теперь вам с ним делать вместе - совершенно непонятно. А как страшно! Ну какой Тебе скалодром в Твои 32 года! Как говорила одна Твоя однокурсница: «О душе уже надо думать, а мы все учимся...» Так и Ты. На скалы уже... собралась.И, благополучно определив достойного кандидата для своего интервью, съемочная группа гуськом пошла выполнять свои планы. «Ничего, - тихо сказал Тебе тренер, - позанимаемся с тобой хорошо, и на будущий год ты тоже будешь давать интервью... » Вот Ты и попалась...
Первый пыл сошел, и юные спортсмены потихоньку начали уставать. Пить воду, есть, что взяли с собой, вытирать пот и залечивать маленькие раны и ссадины. Маленький Сережа угощал Тебя овсяным печеньем и дарил цветы, которые росли под ногами... Марк уже уехал домой. А Злата и Лера уже идут переодеваться. Съемочная группа ищет новый ракурс, записывает новые кадры для отбивки и вступления. И юная. Юная и прелестная репортересса, не переставая восхищаться (заслуженно!) нашими спортсменами, снова и снова в своих речах на видео использует ну такое избитое до костей «люди с ограниченными возможностями». Ну вот, скажи, с широкой и белоснежной улыбкой, юная, такая юная репортересса, если ты не балерина, а твой оператор - не космонавт, значит вы тоже - «люди с ограниченными возможностями»? Или же попробуй сесть в обычную инвалидную коляску и съездить на ней в магазин купить обычного хлеба или в районную поликлинику на прием к врачу. Получится ли это у тебя, девушка с обычными возможностями?.. Не обвиняю. Не защищаю. Просто это сложно понять, как о Нас нужно писать, говорить... Кто это сможет сделать лучше. Кто Мы такие - люди с ограниченными, или с Неограниченными возможностями... Но нас много. И с нами можно общаться. Мы вышли из подполья. Хотя бы в интернете. И может быть, о нас ты чуть больше узнаешь, если просто поговоришь. Мы - просто люди, а не звери, и не инопланетяне. И даже не птицы.А скалодром потихоньку опустел. Юные спортсмены отправились по домам. А взрослые (некоторые родители), пока никто особо не видит, решили опробовать сами этот великан-скалодром. А потом и юная репортересса пошла по тем же стопам. И оператор. И надо признать, тренировки и каждодневный труд - дело великое. И далеко вам до уровня юных спортсменов... Так же, как и Тебе. Тебе, так вообще, как до горизонта...Ну, наконец-то твое терпение лопнуло, как надутый шарик. Народу становилось все меньше и меньше, и Ты решила перейти к наступательным действиям. Почти опережая, откликнулась на призыв тренера «Пойдем?» И вот уже три мужика-тренера у стены. Ты - готова? Готова! Полезла. Черт знает, как получается. Черт знает, какие зацепы. Вообще непонятно, как за них хвататься и держаться. Два твоих помощника по бокам усиленно тебе помогают. Слишком усиленно. И - а! А-а! «А куда вы полезли-то? - кричит тренер сзади, - я ж еще страховку не натянул». М-да... А мы так старались... Ну, все. Страховка натянута, и Тебя пару-тройку раз закинули на стенку скалодрома так, что Ты вошла во вкус и Тебе это понравилось. В последнюю попытку Тебя закинули на скалодром так, что Тебе даже удалось ухватиться за какую-то случайную зацепу так, что ты за нее даже держалась и стояла. И внизу тренер Тебя уговаривал спуститься и не лезь выше... Ну вот, Тебя сняли со скалодрома. А Ты опасалась, что не снимут... И вот Ты, с ободранными руками, довольная и радостно-уставшая идешь отдыхать на мат и собирать свою сумку, чтобы ехать домой.
Уже почти никого нет на лужайке. Юные спортсмены, с которых Ты должна брать пример в труде, упорстве и умении лазить по скалодрому, вместе со своими группами поддержки уже разъехались по домам. Генеральная тренировка закончилась. День близился к завершению. Снаряжение и маты были убраны и собраны. Немного уставший скалодром-великан остался стоять на своем месте в своем тихом июньском царстве. Ты же шла вместе с тремя тренерами к их машине, на которой они отвезли Тебя домой. Ты шла и думала: «Да, тебе не покорился сегодня скалодром, ты не умеешь по нему лазить, как эти удивительные и замечательные юные спортсмены... Но ты добилась того, что приехала сюда одна, без родителей, и уезжаешь отсюда вон в какой классной компании. Круто!.. И сегодняшний день - это не конец сказки с добрым концом и таинственным началом, а лишь конец маленького вступления, открывающего повествование удивительное и невероятное»...
 ОГЛАВЛЕНИЕ